Глава XXXII. Второе представление
Рита
с трудом протиснулась на свое место в восьмом ряду – цирк опять «трещал по
швам». Ей стоило большого труда найти «лишний билетик», чтобы привести с собой
коллегу-журналиста из областной маленькой газетки. Анвар
был исключительно талантлив и удивительно патриотичен – писал про свой городок
в горном оазисе, получал за это смехотворные гонорары и не стремился
перебраться в центр. А вот попасть на второе представление Тимура – очень
хотел. Впрочем, этим же желанием горели почти все зрители первого – они решили
воспользоваться представленной пограничниками времени возможностью и пришли в
цирк опять. Только с помощью Данира (с Тимом Рита поговорить не смогла) удалось найти для Анвара это местечко в секторе «Г» – никто не занимал его
неделю назад, значит, не придет и сегодня.
– Ой,
я так волнуюсь, – сжала руки между коленками соседка Анвара.
Плечи худенькой девушки слегка подрагивали, а ладошки явно вспотели. Спутник
обнял ее и несколько удивленно произнес:
– Всё
же было хорошо...
– Всё
было просто здорово, – быстро ответила ему подружка. – Но это как на
«американских горках» – страшно, пока карусель не завертится. А потом так
здорово, что уже и не страшно! Но дух все равно захватывает!
Анвар «зарисовал» эту картинку мысленным взглядом – пригодится для материала. Да
и для него самого – он же на первом представлении не присутствовал, какие
ощущения будут при образовании «интегралки»?
«Наверное, и у меня "словесное недержание" начнется», – улыбнулся он
своим мыслям: вспомнил, как Рита жаловалась на очереди желающих поделиться
впечатлениями, которые оккупировали редакцию. «Впрочем, мне и без этого
вдохновения хватает», – пришла ему в голову другая мысль. «Какие же изменения
произойдут у меня?» Ожидание было столь же захватывающим, как поход к гадалке в
ранней юности – что там судьба готовит?
Анвар даже не заметил, как эта вопросительная нотка в его голове плавно слилась
с нежным потоком музыки, который медленно начал заполнять зал. Другие зрители
тоже замерли на полуслове – все ждали повторения сказки. Тимур их не
разочаровал – хоть и не собирался фокусник менять ничего в сценарии, но
все-таки усовершенствовал номер. На арену спустилась белая метель, потом
блестящие кучи снега растаяли под лучами прожекторного солнца, и по поверхности
озера заскользили огромные кувшинки. Анвар качал
головой в такт знакомой мелодии из балета "Лебединое озеро" и
сравнивал увиденное с кадрами из новостей – пока представление повторялось
«один в один».
Бутон
кувшинки плавно раскрылся. Анвар не сразу сообразил,
что в центре цветка возвышается не пестик, а стоит девушка в воздушном желтом
платье. Журналист успел пару раз моргнуть глазами, и только потом понял, что
зашевелившийся "лепесток" цветка – это Тимур в белом фраке. –
"Наваждение какое-то", – мотнул головой Анвар.
Тем
временем Тим и Лариса закружили в скользящем танце над гладью озера под не
менее любимую Анваром вариацию из «Щелкунчика». Они
периодически взметали вверх радужные фонтанчики брызг, и журналисту показалось,
что он спит – настолько все было нереально красиво.
Когда
партнеры «разлетелись» в разные стороны озера, Тим неожиданно вынул из своей
груди большой красный воздушный шарик.
– Ой,
как романтично! – сжала ладони возле груди соседка Анвара.
«Ага, это точно что-то новенькое», – подметил журналист.
Тимур
тем временем протянул воздушный шарик своей партнерше, но не отдал в руки –
оставил висеть в воздухе. Лариса подтанцевала к
подарку и попыталась взять его в руки, но шарик продолжал висеть в воздухе – не
давался. Тогда девушка театрально топнула ножкой и возмущенно отбежала в
сторону. На мгновение она замерла в задумчивости, а затем вернулась к шарику и
погладила его. Он перевернулся вокруг своей оси и плавно опустился прямо в руки
Ларисы. Прижав шарик к груди, радостная девушка покружила в танце вокруг цветка
и взошла в его середину. Кувшинка закрылась, музыка смолкла, бутон погрузился в
воду озера, унося в своем чреве "дюймовочку".
Зрители
аплодировали, а Тимур начал медленно подниматься по лестнице между рядами,
оставляя в воздухе шарики из прозрачной пластмассы с изображением котенка в
центре.
Озерная
гладь превратилась в мириады брызг и взмыла вверх в виде облака. Сверкающая
радуга протянулась от маленькой тучки к ногам фокусника, и Тимур уже
приготовился ступить на полупрозрачный мост. Но тут «неожиданный» порыв ветра
взбудоражил прически зрителей и несколько раз перекрутил радугу. Музыка
оборвалась на тревожной ноте, зрители напряглись.
– А
говорили, что представление пойдет без изменений... – девушка рядом с Анваром в страхе прижалась к своему спутнику. Парень ничего
не сказал, только нервно поправил очки, и крепко обнял подружку за плечи. Анвару тоже передалось волнение – хоть и отважный народ
журналисты, но такие эксперименты не каждый день происходят. Он почти физически
мог почувствовать искорки страха и напряжения, которые мелькали то тут, то там
над креслами зрителей – видимо, ожидание кульминации вечера давало о себе
знать.
Тимур
ступил на перекрученный призрачный мост и пошел к облаку. Призрев притяжение
земли, он плавно шагал по отвесной плоскости моста
словно муха по стене, а завороженные зрители свернули головы набок, чтобы лучше
его видеть. Затем, следуя изгибу моста, он завис над залом вниз головой.
Публика приглушенной ойкнула, как бы боясь испугать
циркача и спровоцировать его падение. Но Тимур продолжил медленное движение и
вернулся в вертикальную плоскость. Так, крутанувшись
вокруг свой оси два раза, Тимур достиг облака.
Фокусник
обтер пот со лба тыльной стороной ладони – коротка передышка на вершине облака.
Тимур поднял руки в приветствии, снизу раздались восторженный рев и
рукоплескания зрителей. Облако за спиной Тимура взвихрилось и опало, добавив
ему еще три пары рук. Восемь верхних конечностей задвигались в "священном
танце Шивы". Облако вновь “встало на дыбы” и окутало на мгновение всего
Тимура. Через секунду оно рассеялось, и вместо Тимура зрители увидели большого
белого голубя. Птица присела, расправил два больших крыла, словно намериваясь
взлететь. Голубя окутало марево, он стал увеличиваться в размерах, становясь
все более и более призрачным, и потом исчез. Следом за ним растворилось в
воздухе и само облако.
Арена
опустела. Погас свет, и на куполе цирка засветились звезды. Летающие звуки
"космической" музыки создавала ощущение необъятного объема Вселенной…
Тимур
беспристрастно взирал на происходящее – сказался прошлый опыт создания субинтегрального “Я”. Тим предпочитал не называть его
“горьким” (по известной пословице), просто не простым. Теперь, максимально
контролируя ситуацию какой-то отстраненной частичкой своего разума, циркач
охватил из надстраты времени всех присутствующих
своим увеличившимся в объеме "Я". Суть людей потянулась к нему, как
маленькие кусочки металла к сильному магниту. Мгновенно на тончайшем уровне
зрители и он стали взаимным продолжением. Тим почувствовал, как в его душе
воцарилось душевное тепло и единение с самим собой (и, одновременно, со всеми
присутствующими в цирке).
Циркач
с удивлением подметил, что наблюдает за собой как бы в замедленной съемке –
видит каждый “кадр” своего движения в развитии. При этом Тим знал, что он
движется со своей обычной скоростью. "Похоже, время сильно замедлило свой
бег и одновременно стало шире", – проанализировал он ощущение. – Стали
едины мгновения, когда суть человека еще была замкнута сама на себя, устремилась
в "субинтегральное Я" и влилась в него.
Этот последовательный процесс перестал быть последовательным. Он стал единым
телом народившегося. В единое целое превратилась также
мозаика внутреннего мира людей и их окружения; многообразие деятельности и
устремлений; многовариантное восприятие мира и проникновения в суть вещей. И
под этой "весомой" картиной вдруг отчетливо проявилась сверхтонкая
рябь-паутинка взаимосвязи всего сущего (как показалось).
Субинтегральное “Я" захватил пронзительный восторг от увиденного и почувствованного. От сильного душевного
переживания оно стало дробиться на мелкие ячейки эмоциональных оттенков.
В
этот момент Тоня вклинилась в сознание Тимура, уловив заключительные аккорды
существования субинтегрального “Я":
– Внимание,
вот твои избранные, – показала она Тиму группу людей. Фокусник тут же
переместил отобранных на барьер, ограждающий арену, и
помог остальным зрителям вернуться на свои места. Впрочем, не все благополучно
добрались до указанных в билетах сидений.
“Та
же троица!” – мелькнуло у него в голове, когда фокусник отлавливал троих
человек, повисших между страт времени. Их он усадил на ограждение арены с
противоположной стороны от избранников. Затем Тим забрал у всех участников
излишек "воды надвремени" и вернул себя в
обычное состояние. На арену из ложи зрителей спустились Тоня, Лариса и Серж.
– Одиннадцать...
– произнес Тим вслух, пересчитывая избранников. Он с сомнением спросил у
подошедшей сзади Тони:
– Почему
ты выбрала этих двух мальчиков? Им, наверное, еще и десяти лет нет…
– Это
два больших фантазера, два друга. Их живое воображение играет большую роль, –
ответила та.
Тим
перевел взгляд на "случайно" потерявшихся между стратами и обратился
к Тоне:
– Что
будем делать с этой троицей? – Тим кивнул на двух девушек и
парня, которые оживленно разговаривающим между собой. – Уже второй раз
их отлавливаю из пространства между стратами…
– Я
думаю, их тоже стоит включить в список избранных и понаблюдать за ними, –
предложила Тоня. – Авось из них получится полуавтономная частица субинтегрального "Я", частица-путешественник, так
сказать.
– Итого
четырнадцать избранных... – ни к кому не обращаясь, проговорил Тим.
– Пятнадцать,
– поправила его Тоня. – Я не стала отмечать Сережу, он и так от нас никуда не
денется, – пошутила девушка.
Пока
на сцене шли тихие разговоры, наиболее деятельные зрители попытались взять
висящие в воздухе шарики, оставленные Тимом. Не все
из них поняли прозрачный намек Ларисы (погладившей воздушный шарик перед тем,
как его взять), и их безуспешные попытки вызвали смех и оживление среди
остальных зрителей. Зал развлекал сам себя, все были в прекрасном настроении и
не спешили покидать цирк.
Серж
подошел к Тиму с Тоней:
– Большая
часть избранных – сотрудники нашего Института. Так что проблем с их
привлечением к представлениям не будет. А уж я-то им не дам скучать!
На
сцене появился Данир и произнес в микрофон:
– Спасибо
за внимание, представление окончено! До свидания! До новых встреч! –
профессионально повысил он свой голос на несколько тонов.
Только
после этих слов зрители как бы нехотя стали подниматься со своих мест и
медленно, все еще с ожиданием поглядывая на не опустевшую сцену, начали
покидать зал. Данир обратился к
Тиму:
– Это
был высший пилотаж!.. Перекрученный мост… Это было
спланировано?
– Да,
– скромно улыбнулся Тим.
– Гениально!
– восторженно покрутил головой директор цирка, а потом произнес несколько
задумчиво: – Посмотрим, какие последствия будут в этот раз…
– Доставил
я вам забот, – как бы извинился Тим.
– Да
что ты! – взмахнул руками Данир. – Такие заботы
делают нашу жизнь интересной! Был полный аншлаг, и благодаря тебе нас
пригласили на гастроли почти все ведущие цирки мира!
– Всего-то
было одно представление… – удивился Тим. – И откуда они узнали?
– Представление
было одно, но уникальное, – с гордостью проговорил директор цирка. – Весь мир
следит за тем, что делается в Институте надвремени и
в нашем городе. Поэтому и твое выступление никак пропустить не могли. К тому же
пришел запрос на посещение твоих представлений туристами из будущего… – хитро
сощурил глаза Данир. – Ну как, поедешь на гастроли
вокруг Земного шара? – засмеялся он.
– Не
уверен, что сейчас мне этого хочется, – отмахнулся
Тим. – Вначале освоиться бы в этом времени… Пусть пока
приезжают сюда и смотрят на наши представления здесь! – решил фокусник.
– В
таком случае властям города придется поторопиться со строительством здания
нового цирка, – мечтательно проговорил Данир. – Они
начали планировать это сразу после твоего выступления, – в голосе директора цирка
слышались фантазийные нотки. – Данир заранее
предвкушал открывающиеся возможности.