Глава XI. Религия “за”
– Рита,
классный материал! – похвалила статью про гарем главный редактор. – Думаю, и
вторую полосу тебе отдадим под эту же тему: поговори с кем-то из церковников,
что они по поводу вторых жен думают? Который год уже спорят про официальное
введение многоженства, и у мусульманских лидеров на это есть свое мнение, я
уверена…
Рита
не возражала: во-первых, тема интересная, во-вторых, от двух статей гонорар
больше, в-третьих, в местной мечети ее удивительно хорошо встречали и всегда
давали исчерпывающие ответы на иной раз каверзные вопросы. Кстати, раз главный
редактор дала задание, можно будет и редакционную карету задействовать – к
мечети общественный транспорт ходил плохо.
Рита
вышла на асфальт стоянки и вдохнула полной грудью легкий ветерок – возле
главной мечети города было много свободного пространства и воздуха. Синие
минареты всего на несколько тонов
были темнее яркого неба без единого облачка, чистые дорожки огибали клумбы с
редкими цветами, а на стоянке стояли по соседству кареты последних моделей и
дорогие электромобили. Рита вспомнила, с какой опаской она первый раз входила в
это здание несколько лет назад. Тогда молодой журналист Рита Батлер получила задание проинтервьюировать священников
разных конфессий, и почему-то именно мечеть вызывала
у нее больше всего опасений. Почему – она и сама не знала, просто это было
что-то непонятное, чужое, и от этого казалось опасным. Однако с той поры утекло
много воды и написалось не меньше материалов, и теперь она чувствует тут себя
вполне уверенно. Один из мулл уже шел навстречу ей с распростертыми объятьями:
– О,
самая красивая журналист города опять к нам
пожаловала! Здравствуйте, Рита. Вы к имаму? Ждет вас, ждет, – улыбался золотыми
зубами Беркут.
– Ну,
теперь я уверена, что материал хороший получится, – обменивалась любезностями
Рита. – Потому что первым в мечети встретила вас, Беркут!
Молодому
мулле явно льстило внимание журналиста, и он, продолжая сверкать золотом во
рту, под локоток повел ее внутрь здания. Рита уже не нуждалась в провожатых, но
не стала отказывать Беркуту в удовольствии пройтись с ней рядом.
Главный
имам тоже был молод, хотя казался намного старше из-за солидной фигуры и
серьезного лица. Был он отчаянно занят – заканчивалось строительство подсобных
помещений мечети. Долгострой тянулся больше десяти лет и всё по вине его
предшественников. До Ахмета Казбекова
два главных имама благополучно растворились в широких степях, прихватив все
собранные на благое дело деньги. Удивительно, как верующие согласились
раскошелиться в третий раз, возможно, помогла поддержка мэра города, который
взял строительство главного исламского храма под свой прямой контроль.
– Проходите,
Рита, я сейчас, – Ахмет заканчивал разговор по телефону.
– Про многоженство говорить будем? – На прелюдии и обмен любезностями у имама
не было времени.
– Пророк
говорил, что правоверный может иметь четыре жены, если он в состоянии
обеспечить им одинаковое отношение и уровень жизни, – продолжил он без всякой
паузы. – Т.е. чтобы ни одна жена не была ни в чем обделена, тогда это
разрешено.
– Много
вы таких браков регистрируете? – Рите была интересна статистика.
– Регистрацией
мы не занимаемся, это дело ЗАГСов, – поправил ее
имам. – Ко мне приходят верующие, которые просят совершить над ними церемонию
бракосочетания. Когда с первой женой, когда – со второй, только в этом и
разница…
– А
третьи и четвертые жены? – Рита была поражена, что гаремы так распространены. А
она, наивная, и не догадывалась…
– Нет,
такого мне не встречалось.
– И
сколько у нас в городе многоженцев? – задала по другому
вопрос Рита.
– Мы
не считаем, статистику с нас никто не требует. Я лично
провожу такие церемонии примерно один раз в месяц, но кроме нашей в городе
много и других мечетей.
– Имам
Ахмет, кто эти женщины, которые согласились стать
вторыми женами? Какие они? – собирала Рита материал для грядущей встречи с
гаремом Султана.
– Разные,
как и все мы. Чаще всего – молодые, разумеется. Я говорил с
многими из них, даже спрашивал, почему, например, восемнадцатилетняя студентка
соглашается стать второй женой пятидесятилетнего аксакала. Девушка объяснила,
что ее ровесники – несерьезные, о браке не думают, только о греховных
удовольствиях. К тому же, все пьют, курят, наркотики употребляют – какие из них
отцы будущим детям? И я согласен с ней – лучше быть второй женой достойного
человека, чем единственной у какого-нибудь оболтуса… Кстати,
у нас при мечети скоро начнет работать центр помощи наркозависимым…
Рита
слегка поморщилась – имам явно хотел сменить тему на
более интересную для него.
– А
у вас самого сколько жен, имам Ахмет?
– вернула его каверзным вопросом обратно Рита.
Имам
на секунду задумался:
– Одна.
И пятеро детей.
– А
почему одна? – продолжала Рита. – Вы ведь явно можете обеспечить достойную
жизнь не одной женщине…
– Э,
не путайте две разные вещи! Когда Пророк говорил, что всем женам должно быть
всего поровну, то имел в виду не только материальные блага. А как быть с вниманием, с проведенным временем? Я же из мечети не
выхожу – на одну бы хватило…
Рита
верила и не верила ему одновременно. Молодой имам слишком трепетно относится к
внешним атрибутам своего начальственного положения – разрешает фотографировать
себя только в расшитом золотом халате и “форменной” шапочке, требует
почтительного отношения со стороны и властей, и очень пожилых служителей
мечети. Неужели он упустит такую легкую и приятную возможность причислить себя
к “достойным мужам”? С другой стороны, он и правда
занят…
– А
как вы относитесь к идее официально ввести многоженство? – задала Рита вопрос
главного редактора.
– Хм,
что вы имеете ввиду “официально”? – хитро сощурил
глаза Ахмет. – Официально многоженство всегда
существовало в исламе для его последователей. А гражданские союзы,
регистрируемые ЗАГСами – дело другое, мы к этому
отношения не имеем… Только истинно верующий человек
ответственно подойдет к такому браку и будет соблюдать принцип равенства между
женами. Если просто разрешить ставить второй-четвертый штамп в паспорте всем
подряд, то где гарантия, что дело не сведется к одним плотским утехам без
всяких моральных и материальных обязанностей? Впрочем, такие глобальные вопросы
не в моем ведомстве, как понимаете. Я – человек маленький, политику в масштабе
страны не определяю…
– А
у Сергея Прозорова, директора “Института Физики Надвремени”, уже сейчас пять жен, – начала тонкий подход к
своей теме Рита. – Как вы к этому относитесь?
– Опять
вопрос не по адресу, – хмыкнул имам. – Ни я, ни, насколько я знаю, мои коллеги в
других мечетях не сочетали его браком с женщинами из будущего. Да и вообще
директор упомянутого института к исламу не имеет никакого отношения, как мне
известно. Не может же имам отвечать за грехи всех жителей города, верно?
Интервью
было закончено – имам спешил на совещание в мэрию. Рита обдумывала материал по
дороге: “По словам имама получается, что вторыми
женами становятся из-за недостатка достойных мужчин, вот женщины и соглашаются
делить мужа на две и более части. За это их обеспечивают как материальными, так
и моральными благами в виде отца детям и уважаемого в обществе положения
чьей-то жены. Но всем ли женщинам требуются эти внешние атрибуты замужества?
Многие мои знакомые обеспечивают себя и детей получше
среднестатистических мужчин, да и умны достаточно для того, чтобы не обращать
внимание на штампы в паспорте. Может быть, только несамостоятельные,
неуверенные в себе женщины соглашаются входить в такой современный гарем?” –
думала Рита.