|
Айбек Бегалин
Невероятное искусство
карагандинского художника Айбека Каленовича Бегалина давно привлекает внимание
ценителей искусства, коллекционеров, профессиональных искусствоведов, заставляя
упорно определить его место в культурном пространстве современного
изобразительного искусства Казахстана и даже вписать его творчество в мировые
масштабы.
Страницы биографии.
Когда-то Антуан де Сент - Экзюпери произнес неожиданные слова: 'Откуда я родом?
- Я из моего детства'. Айбек Бегалин из детства: в 10 лет у него родилось
желание стать художником, он сказал об этом маме и своего решения не изменил. И
'загадки крови' дают интересные моменты - его отец и мать в 17 поколении
'смыкаются' на хане Аргыне, а среди родственников есть мать Абая и композитор
Таттимбет.
Родился Айбек
Бегалин 13 сентября 1963 года в Целинограде (Астане) в семье геолога. В 1974
году семья обосновалась в Караганде. Здесь он получил первоначальное
художественное образование в изостудии Дворца пионеров, затем в детской
художественной школе. Настоящее художественное становление началось в
Художественном институте им. В.И. Сурикова в Москве, куда Айбек поступил в 1983
году после Алма-Атинского художественного училища. Учился он в мастерской
Дехтерёва Бориса Александровича, известного российского книжного графика. Его
дипломная работа - сериал иллюстраций к роману Ч. Айтматова 'И дольше века
длится день' заслужила похвалу Государственной экзаменационной комиссии под
председательством вице-президента АХ Д.С. Бисти, отмечена в 1992-м году
дипломом Российской академии художеств. И Чингиз Айтматов сделал пророческую
надпись на книге: 'Айбеку Бегалину, молодому художнику, с пожеланием большого
успеха и мастерских картин'. Это было 28 июля 1989 года, когда А. Бегалин закончил
Суриковский институт 'с отличием' (впрочем, он все заканчивал с отличием). В
1990 году он вступил в Союз Художников Казахстана, в настоящее время является
членом Правления Карагандинской организации СХРК. Его работы находятся в
частных коллекциях и крупных музеях Казахстана, России и дальнего зарубежья.
...Впитывая лучшие достижения
мировой живописи (И. Босха, А. Дюрера, Микеланджело, А. Альтдорфера, М.
Врубеля), Айбек Бегалин синтезирует вместе с тем сложную символику
художественных традиций Запада и Востока.
А. Бегалин - изобретатель
'бегалиграфии', сложнейшей графической техники, индивидуальной, не имеющей
аналогов; создатель теории 'паттернового структурализма'. Паттерны - символы,
образы - архетипы сущностно вневременны и потому вечны.
Основная категория
структурализма - структуральная перспектива, дающая художнику качественно новую
возможность проникнуть в пространство, достигаемое сложными наложениями
объемов, бесконечным напластованием абстрактных линий друг на друга.
Человек универсального дарования,
он работает в разных видах и жанрах - проявляет себя как живописец, создающий
монументальные и камерные полотна, как станковый и книжный график; он -
художник и поэт.
Ступени творческого восхождения.
В годы зрелой молодости можно обозначить ступени его творческого восхождения.
В начале и середине 90-х годов
состоялись его две персональные выставки, на который были представлены
графические серии 'бегалиграфии' - зримое воплощение предметности и
абстрактности структурального искусства А.Бегалина: 'Архетипы', 'Мифологемы',
'Стихии', 'Игра времени', 'Мироздание', 'Огненный мир'.
Творения на тему 'Апокалипсис'
(27 больших холстов 180 х 120) - одна из главных творческих линий 1990 - 2000
годов: 'Семь светильников', 'Три апостола', 'Небесный Иерусалим', 'Борение
Иакова', 'Тайная вечеря', 'Распятие', 'Ковчег', 'Падение звезды' и другие (7
картин данного цикла находятся в Московском музее 'Ковчег Нового Завета'). Для
него это философская тема вне времени и пространства, а потому современна. В
апокалипсических картинах, обнажающих драматические моменты всего мира, само
собою возникает дух нашего времени, 'катарсиса' конца XX - начала XXI столетий
- в этом суть понимания целостной концепции произведений.
Когда А. Бегалин завершил
'Апокалипсис', он закончил не только работу - он завершил огромную главу своего
жизнетворчества.
На персональной выставке (ноябрь
2002 года) в Арт-галерее (в Караганде) был представлен новый вселенский сериал
'Время', отражающий 'лимбическое' пространственное мышление художника и дающий
ощущение Вечности: 'Рыцарь времени', 'Там, где рождается время', 'Железная
звезда', 'Над островом грез', 'На берегу Стикса'.
Картинные сериалы
'Апокалипсис' и 'Время' объединены единым композиционно-пластическим решением,
цветовой гаммой - охристо-коричневой с карминно-красными, ультрамариново-синими
и лимонно-желтыми акцентами. Панорамная точка зрения значительно усиливает
мифокосмический масштаб.
Как представитель Евразийской
ойкумены, Айбек Бегалин обращается к этнокультурной проблематике, примером тому
его живописная и графическая тюркская сюита 'Казахстан': 'Чингисхан', 'Сакский
вождь', 'Бухар жырау', 'Казыбек би', 'Кокпар', 'Кыз куу', 'Шанырак 3000', 'Мой
дядя Таттимбет'; экспрессивный графический сериал 'Азия', тотемные знаки ('Волк',
'Беркут').
Параллельно А. Бегалин пишет
поэтические пейзажи ('Зима', 'Зимняя Караганда'), поразительные по красоте
натюрморты, портреты известных современников - 'Портрет папы Римского' (Иоанна
Павла II).
Персональная выставка - 2003 года
(25 больших и малых картин), приуроченная к 40-летию со дня рождения, с
наибольшей полнотой и совершенством развернула колоссальное творческое
дарование А. Бегалина. Поражает его незаурядная сверхэрудиция, проявляющаяся в
необычности сюжетов его грандиозных работ, созданных в течение этого года:
'Султан Бейбарс', 'Кочевники', 'Видение Кассандры. Троянский конь', 'Башня
Оберона', 'Левиафан', 'Путешествие категорического императива', 'Атлантида',
'Мегаполис', 'Машина времени', 'Эдем', 'Душа', 'Падение звезды' - одна из самых
поразительных картин. Развивая в ней тему 'Апокалипсиса', художник дает
ощущение космической катастрофы, а может быть предвосхищение рождения новых
миров? И в этом цикле художник соединяет Элладу с Востоком. Среди новейших
работ - 'Видение Кассандры. Троянский конь', насыщенная 'первобытной энергией',
пророчествует о падении Трои, но это скорее всего - образное выражение
экзистенциального бунта. Тюркскую тему продолжает героический портрет Султана
Бейбарса; образы всадников на тулпарах в картине 'Кочевники' - творческое
истолкование казахского исторического эпоса, символ смелых кочевников, в бурном
натиске преодолевающих сопротивление стихий; полотно решено декоративно, с
осмыслением скифо-сакской традиции. Мифологизированное сознание художника
безгранично: и мифология индейцев Центральной Америки занимает его воображение
('Кецалькоатль').
Мифокосмические мотивы неизменно
входят в соприкосновение с романтическими: прерафаэлитские реминистенции
находят отзвук в 'Эдеме', романтическими настроениями, сказочностью окрашены
его 'Аврора', 'Пери', 'Амазонка', 'Принцесса Греза'.
Техника написания картин и
творческий метод А. Бегалина. Живопись его многосложна и структуральна. Идея
картины рождается импульсивно и мгновенно воплощается на холсте, минуя стадию
набросков, 'обрастая' множеством тонкостей и деталей. Его работы виртуальны:
чем дольше смотришь, тем глубже проникаешь в смысл, тайну произведения.
Выпускник Суриковского института, он блестяще владеет академическим
классическим стилем, вместе с тем свой творческий способ исследования мира А.
Бегалин определяет как 'философско-романтический символизм', неомодерн.
'Закодированность' пластического языка, философско-метафорическая
значительность всех элементов формы - цвета, света, пространства - рассчитаны
на многослойное восприятие, приглашают к дискурсу зрителя интеллектуального,
ибо кисть - мысль порождает сложные ассоциации.
Творческое кредо: 'Невозможное -
символ моего вдохновения, мое художественное и психологическое кредо; мы
стремимся к невозможному, и в какие-то моменты истины это стремление помогает
решить вопрос о смысле жизни'.
Его жизнетворческий путь по сути
- избранничество. В начале века
О. Шпенглер в своей системе
мировой культуры назовет этот человеческий тип 'фаустовским' и определит его
'деятельным, борющимся, превозмогающим'. Состояние своей души, возможно, А.
Бегалин передал в сакральной картине 'Душа' - крылатая душа летит над миром -
смятенная, благостная, виртуальная, охватывающая весь мир, но одновременно в
ней существует кристаллическое ядро - источник жизненной силы и энергетики как
главных доминант пассионарной личности.
Л. Золотарева,
искусствовед, член СХРК, профессор