По ту сторону сброшенных масок

 

Сбросить все маски?

Кто сказал, что возможно?

Роль за ролью, как в сказке

Плыви осторожно.

Где друзья? Где враги?

В этом бурном течении

В океане, средь снов

Лишь к свободе влечение.

В этом мире есть все

Проходи, пролетай

Пропуская течение

Сквозь свое восхищение!

 

 

Говорят, если хотите познать мир, познать тайны вселенной, познайте себя. Человек – это великая тайна, к раскрытию которой стремились еще с древних времен. Но и по сей день тайное остается тайной.

Существует мнение, что человеческая личность - это множество мелких персональностей, множество маленьких «я», находящихся в постоянном противоречии и борьбе между собой. Наверное, это действительно так. Если вы когда-нибудь прислушивались к себе, то, вероятно, отмечали насколько бывает сложно понять, чего же ты хочешь на самом деле.

Вас буквально растаскивает во множестве направлений, наполняя ваш внутренний мир противоречивой информацией, самыми противоречивыми желаниями и стремлениями.

Наконец, сжавшись в некое небольшое, но плотное пространство, вы пытаетесь подняться над этой говорливой братией.

Но попытка играть в большое «Я» еще дальше уводит от понимания своей истинной сути, понимания своего предназначения.

Так может продолжаться бесконечно долго, всю жизнь. И вы так и не поймете, кто же вы на самом деле, где ваше настоящее «я».

Но однажды может случиться так, что одна из ваших персональностей возьмет власть «в свои руки», и вы начинаете отождествлять себя с ней.

Это ваше поражение. Теперь шансы узнать, кто же вы есть в действительности, обнаружить  себя в себе, почти нулевые.

Вы лишаетесь даже самой малой степени свободы, которую имели, играя на столкновениях своих малых персональностей.

 

Вы совершенно не знаете себя.

 

Если бы хотя бы на одно мгновение вам удалось заглянуть в себя, то вы увидели бы, что  являетесь ничем иным, как набором социальных штампов ( это ваши поступки, мысли, слова, даже ваши внутренние переживания). Понятно, что вы лишены малейшего пространства свободы в этом мире.

Гипотеза об одушевленном существе в данном случае полностью отсутствует, остается только некая жесткая структура.

Это ваш образ, сотворенный технократической реальностью. Вы являетесь заштампованной деталью гигантской социальной машины.

Но даже в таком заструктуированном пространстве имеется место для рождения новой полноценной индивидуальности.

 

Внутри ткани структур есть некое пространство неопределенности, где диктат структур ослабевает или вовсе отсутствует, и человеку приходится  строить себя из пустоты. Это есть в каждом.

 

Что это за пространство?

 

Это, скорее, некий дефект или  некое искаженное полевое пятно, или, точнее, просвет среди структурированной плотности. Вокруг этого просвета выстраивается остальное его содержимое, все его многочисленные маленькие «я».

Переварив в себе этот полевой дефект, индивид может возвести его в закон, в некий императив собственной личности.

Это будет звучать примерно так:

«Да, это есть и это факт, и если от этого нельзя освободиться, значит, нужно научиться этим управлять».

С этого момента начинается самая интересная часть вашей жизни.

Вы становитесь носителем просветленности определенного сорта, которую извлекли и переварили из первичного просвета – дефекта, который врастает теперь в вас и начинает активно развиваться. Становится местом встречи различных структур, позволяет вам сочленять эти структуры по-новому, вводить их в новые отношения друг с другом.

 

То, что теперь происходит в вашей системе, можно назвать возрождением личности как уникальной стратегии игры в пространстве структур.

 

Уже не я живу, а некая сущность во мне…? Теперь этот вопрос вы будете задавать себе все чаще и чаще. И все чаще будет возникать желание понять эту новую сущность.

 

Начинается процесс овладения просветом. Вы будете проявлять удивительную, совершенно не свойственную вам прежде, изобретательность в создании целой системы тайных ходов, лазеек, норок в механизме социальной машины.

Наконец, вы понимаете, что это не только стратегия выживания, это ваша новая стратегия борьбы, стратегия личного свершения, которая позволяет жить в социуме , но быть свободным от него.

 

Да, это еще один способ возродить личность в сегодняшнем мире.

 

Такая личность подчиняется только  логике своего деструктивного просвета, которым она однажды овладела и сделала своей сущностью. Внешне это выглядит как череда масок и образов, которые следуют так, чтобы максимально упростить для личности следование своей собственной суверенной логике.

 

Вы, конечно, знаете какой удел в социальной структуре считался достойным еще в недалеком прошлом. Вся эта благополучная благопристойность сегодня всего лишь второсортная маска.

Сегодня время возрождения сильной личности.

А по-настоящему личное действие сегодня будет выглядеть, как актерская игра в бесконечной смене различных масок.

Но, как и в любой игре, в игре масок существуют свои опасности и правила.

Главная опасность - намертво отождествиться с одной из масок, срастись с ней. Это серьезная опасность. Поэтому она заслуживает особого внимания.

 

Дело в том, что маска имеет свою логику. Ведь маской пользовались множество людей и наделили её множеством своих значений. Маска связана тысячами нитей с разными элементами и имеет множество ассоциаций, которые могут быть чужды личности, воспользовавшейся ею. Соблазняясь логикой маски, индивид продолжает скользить по проложенной тропке, сживается с ней (так ведь удобнее) и забывает о собственной логике вещей. Так поступает большинство.

 

Поэтому так важна стратегия поступка, стратегия, задающая путь личного свершения. Главное в этой стратегии - противостояние маскам, борьба с логикой масок. Все остальное уже детали.

 

В чем суть стратегии противостояния маскам?

 

Здесь речь идет об особой стратегии балансирования на грани игры и серьезного, но которая не сводится ни к игре, ни к серьезному.

 

Она так же не сводится к игре в смену масок, поскольку вы имеете привычку вживаться в эти маски с полной серьезностью.

 

Что же необходимо, чтобы обойти эту опасность?

 

Прежде всего, необходимо воспринимать маску, как целое, состоящее из набора ролевых штампов. Это искусственная конструкция предназначена, чтобы ловить и подчинять индивидов, случайно с нею соприкоснувшихся.

 

Оперируя этой искусственной конструкцией, вы учитесь владеть сразу всеми масками и ролями, настолько подлинно и естественно, насколько они соответствуют собственной логике поступков. Важно под каждой маской суметь остаться самим собой, делая одно и тоже дело.

 

В чем преимущество такой стратегии?

 

Здесь вы сможете проявить всю свою яркую многоликость, весь богатейший спектр вашей творческой натуры. В конце концов, вы поймете, и, поняв, ощутите во всей полноте всю прелесть жизненного процесса. Ваш полет по лабиринтам социальных структур превратится  в увлекательное плавание по еще не изведанным глубинам беспредельного океана вечности, где вы становитесь первооткрывателем и исследователем всего нового и тайного.

 

А, на самом деле, происходит ваше отождествление не с какой то одной маской, но с самим процессом движения сквозь эти маски и роли, выстраивающий их в определенное динамическое единство.

 

Происходит постоянная динамика их перемены.

Это движение меняет сами маски и роли и придает им новые функции. Доведенная до совершенства, эта стратегия приводит человека к самому себе и дарует ему единство личности.

 

Каковы же цели такой игры?

 

Во-первых, происходит саморазоблачение, которое не дает возможности социальной машине подчинить вас своей воле. Открывается возможность говорить собственным языком и, что не мало важно, быть еще и услышанным.

 

Во-вторых, вы становитесь неуловимыми и неуязвимыми и можете использовать в своих интересах энергии существующих структур, обладатели которых находятся в сфере вашей активности.

 

И, в третьих, вам открывается уникальная возможность жить по ту сторону масок и творить свое новое единство личности.

 

Ведь настоящий человек - это всегда больше, чем роль, и это очень серьезно. Именно потому, что он способен менять маски и под каждой из них оставаться самим собой, а не являться составной частью спектакля на мировой сцене.

В противоположность этому, человек спектакля, намертво срастаясь со своей маской, просто не способен адекватно реагировать на проявления реальности.

 

Он может быть и борцом, и революционером, и ученым, но в любом случае, он человек спектакля, а это означает, что действует он, как актер, по указке режиссера.

Играет роль, предусмотренную сценарием, т. е. живет уже не он, а его маска.

 

Именно потому, чтобы быть по-настоящему серьезным и подлинным, этот мир со всеми его ролями нельзя воспринимать всерьез.

Сознательное отношение к маскам как к маскам, как к игре, делает все поступки по-настоящему серьезными.

 

В этом умении и состоит единственный путь освобождения на уровне личности.

Я подчеркиваю «единственный», потому что множество других направлений не открывают истинного предназначения человека, хотя в какой то степени дают освобождение, но при этом обвешивают человека новыми условностями, уже иного качества и иных свойств. Это тоже не свобода.

 

Однако этот момент балансирования между игрой и серьезностью труднее всего поддается пониманию.

Происходит много курьезного.

Одни, к примеру, захваченные потоком своего существования,  не находят ничего лучшего, как обвинить вас в безответственности. На самом деле, они всего навсего жертвы спектакля и потому не способны на ответственные действия. Они просто выполняют свою роль, может быть, не очень успешно. А ролью предписано искать виноватых, именно поэтому они готовы свалить свою подлость и низость на кого угодно: на режиссера, на «хозяина», на другого актера.

 

Другие вообще разуверились во всем и не понимают, зачем вообще нужно действовать и жить, как вообще в этом мире может существовать что-то еще кроме притворства и чистого пессимизма. Такие люди тоже жертвы спектакля. Они слишком серьезно воспринимают боль, которую приносит этот мир и хотят уберечь своё «Я» от этой боли.

 

Вот так вот, все социальное общество поделилось на два лагеря: обиженных и обвинителей. Забавно, но это факт. Конечно, каждую сторону еще можно подразделить на множество подгрупп, но это уже не меняет сути. Не так уж и много различий между сущностной природой населения планеты. Слишком уж все мы похожи друг на друга.

 

И в заключении несколько обобщающих слов.

 

«Идиотическое сознание не подозревает о сценической природе действительности». Его намертво приковывает к спектаклю жизни внедренное в сознание «чувство серьезного».

Захваченное спектаклем жизни сознание не способно воспринять собственную сценичность. Оно не может понять, что «подлинный смысл происходящего состоит в своего рода сценическом послании».

 

И это главный просвет-дефект общественного сознания.

 

Домой

Hosted by uCoz